Нарды - древняя восточная игра. Родина этой игры неизвестна, но известно, что люди играют в эту игру уже больше 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии (в Шахри-сухте) и датируется около 3000 лет до н.э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона. Одна из легенд свидетельствует, что когда-то индусы, желая проверить толковость персов, послали им комплект шахмат, считая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Бозоргмехр не только легко справился с этим заданием, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Бюзюркмехр придумал и послал своим оппонентам новую игру - нарды (нард тахте - битва на деревянной доске). В Западной Европе распространение игры связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась Трик-трак. Это название, по-видимому, состоялось от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» уживалось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Доска для игры в нарды по восточной традиции всегда богато украшалась: резьбой, инкрустацией, росписью. Не малой популярностью нарды пользуются и в наше время. Подтверждением этого служит количество просмотров досок для игры на нашем сайте.
Между тем в большей своей массе - это классическая плоскорельефная резьба, что вполне под силу и начинающим резчикам. Для них мастер-класс, я думаю, и будет представлять наибольший интерес. Половина успеха в украшении резьбой доски для игры заключается в грамотно подобранном рисунке. Наибольшее распространение получили растительные орнаменты - арабески.
Столярную часть производства доски я намеренно оставлю за кадром, это работа для столяров. Переходим непосредственно к резьбе.
Перед нами филенки из ольхи шпонированные с одной стороны ясенем. Если вы соберетесь шпонировать филенки сами, стоит помнить, если нанести шпон только с одной стороны, то по высыханию клея филенку выгнет в сторону шпона. Для избегания такого результата, с другой стороны проклеивается обыкновенная бумага (газета), поэтому при высыхании клея деформации не происходит. Хочу обратить внимание, филенки лежат на упаковочном полиэтилене «с пупырышками»: прекрасно оберегает изделие от повреждения во время работы. Следует класть гладкой стороной к заготовке. Иначе стружка будет задерживаться между пузырьков, и может повредить поверхность. В результате чего при тонировке может всплыть «неприятный сюрприз». В использовании этого полиэтилена есть только один минус... можно увлечься хлопаньем пузырьков и бездарно провести целый день...
Переносим рисунок на заготовку, используя копирку. В данном случае прорисована только четверть рисунка (сломался принтер). Лучше иметь сразу готовый рисунок на всю плоскость. Это избавит от искажения симметрии рисунка, что в данном случае очень важно.
После переноса рисунка при помощи копирки, правим его от руки.
Приступаем к выборке фона под резьбу. Тут есть два пути: первый классический - прорезка ножом по контуру рисунка с последующей выборкой фона плоскими стамесками (необходимо уточнить, что нож в этом случае должен входить в древесину четко под 90 градусов). Если не удается выдержать перпендикулярность ножа к заготовке, то можно чуть заваливать его на произвольный угол в сторону от листков орнамента, в дальнейшем при проработке резьбы подправляя искаженный из-за этого рисунок. Второй способ - выбрать фон при помощи ручного фрезера и «пальчиковой» фрезы, в данном случае я так и поступил. В плюсах этого способа - скорость, точные 90 градусов по краю орнамента, выборка фона вокруг всех элементов выполняется четко на одном уровне. Руки в трудоемком процессе выборки фона не устают. Из минусов: необходимость наличия фрезера, и невозможность применения его в домашних условиях из-за шума и пыли.
Итак, фон "в грубую" выбран на глубину 5 мм; как вы видите, остались места, куда фреза не дошла, их убираем при помощи ножа и плоских стамесок.
Тут следует четко следовать правилам, приведенным в первом способе выборки фона. Работу руками никто не отменял.
Пришло время ознакомиться с необходимым наборам инструмента: нож–косяк, желательно с наиболее острым углом к его острию из всего вашего арсенала. Плоские стамески 1, 2, 3, 5, 10 мм. В моем случае выполнены из заточенных советских надфилей. Полукруглые стамески 6, 9 мм.
После того, как фон выбран во всех труднодоступных местах, начинаем проработку орнамента. Начнем с нижнего и верхнего края филенки. Прорезаем ножом места пересечения деталей орнамента между собой на глубину 2-3 мм, выявляя верхние и нижние точки орнамента, подрезаем плоской стамеской. Переплетая, таким образом, орнамент.
Следует производить подрезку, как показано на рисунке. Красная линия - неправильно, зеленая - правильно.
Результат наших действий: орнамент имеет такой вид.
Прорисовываем наше виденье будущих профилей рисунка.
При помощи ножа или плоских стамесок (как кому удобнее) формируем сначала выпуклую часть профиля.
Затем при помощи полукруглых стамесок - вогнутые профили.
В результате орнамент выглядит таким образом.
Повторяем операции с центральным элементом орнамента.
Прорабатываем еще раз весь рисунок, более детально исправляя все замеченные недостатки.
Теперь можно приступать к муатированию фона. Начинаем с «прокалывания фона» вокруг всех резных элементов добиваясь графичности изображения. Для этого я использую простой заточенный шуруп. Не эстетично, но дешево и практично. Также для этого можно использовать различные пуансоны.
Затем продолжаем «накалывать» весь оставшийся фон.
Любуемся полученным результатом. Резьба на данном этапе закончена и можно приступать к отделочным работам. Для тонировки были выбраны водные морилки. Обычно я использую один цвет, разбавленный до трех тонов: светлый, средний и темный. В этой работе использовались две породы древесины, и для того, чтобы подчеркнуть их достоинства каждой из них, использовались два цвета морилки: Темный дуб и Тик. Тик – для ясеня. Темный дуб (разбавленный на три тона) для ольхи.
Вначале тонируется филенка с резьбой. Самым светлым красителем покрываем всю резьбу. Затем, пока морилка вся не высохла, наносим средний тон на отфрезерованные грани филенки. Следующий этап: переходим к фону - самый темный тон. Следует соблюдать осторожность и стараться максимально аккуратно наносить темный тон. Чтоб краситель не попал на светлые участки резьбы, начинаем прокрашивать от центра выбранного участка фона, подходя к возвышающимся элементам резьбы с минимальным количеством красителя на кисти. Даем работе высохнуть, и вскрываем с другой стороны шпон ясеня - морилкой Тик. Этой же морилкой вскрываем столярные элементы доски нард.
После высыхания морилки убираем поднявшуюся ворсу шкуркой (можно использовать старую затертую шкурку). Либо, как в данном случае использовал я, Indasa RHYNO SPONGE - специальный гибкий абразив на вспененном полиуретане, покрытом оксидом алюминия, прочный на разрыв. Идеально подходит для финишной доводки, грунтов и лаков и обработки в труднодоступных местах (фото выложу позднее). Главное не повредить морилку на острых гранях, оставшихся на резьбе после проработки стамесками.
Оцениваем получившийся результат и покрываем работу лаком. Для таких работ я использую двухкомпонентный матовый лак. Смотрим на готовые нарды.
|