На Измайловском Вернисаже, в Москве, был специально заказан 'белый' ларец. Из липы. 'Бельём' называют чистые и подготовленные под резьбу или роспись вещи, типа шкатулок, ложек, разделочных досок и т.п. Габаритные размеры длина-высота-ширина, 335х218х246 мм. Особо четких размеров не давалось, нужен был достаточно большой ларец, что и было исполнено. Во внутрь спокойно проваливается лист формата А4. Самое интересное, что 'бельё' проще купить, чем сделать. Затрат меньше получается, особенно моральных. Иногда такие покупки являются единственным источником нужных заготовок.
Резать ларец начал с задней панели. По нескольким причинам, которые вытекают одна из другой и дополняют друг друга.
Первая. Что называется 'набить руку'. Вспомнить приёмы резьбы, 'почувствовать' нож.
Вторая. Когда режешь дерево, возникают определённые нагрузки от усилия нажатия на нож и есть вероятность повредить резьбу на плоскости, опирающейся на стол. Существует так же вероятность отколоть кусочки с рельефа. На задней панели заделка ошибок резьбы менее заметна. Для того чтобы резная поверхность ларца не тёрлась о стол и не собирала грязь, было подложено махровое полотенце.
Третья. Определиться, как ведёт себя материал. В квартире достаточно сухой воздух от чего древесина становиться хрупкой и колкой, что создаёт определённые трудности.
При плоскорельефной геометрической резьбе возникают некоторые дефекты: сколы, подрезы, небольшие трещины от ножа. Особенно часто дефекты появляются в центрах 'сияний' и в местах поперечного прохождения резных выступов относительно волокон древесины. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение резьбы и укрепить её, был использован цианокрилат, более известный как супер-клей.
Клей абсолютно прозрачный, хорошо впитывается в дерево благодаря своей текучести и пористости дерева, а также быстро застывая, образует своеобразный пластик на основе дерева. На фото хорошо видно места нанесения клея. Это более тёмные участки в местах схождения лучей сияний:
Клей после высыхания становится совершенно безопасным. После нанесения лакового покрытия следы клея на дереве рассмотреть невозможно, так как лак также пропитывает древесину, чем полностью скрывает наличие следов от клея.
Проект ларца был детально проработан на компьютере, в программе КОМПАС - 3D V7 Plus. Распечатки в масштабе М 1:1 послужили образцом для переноса на стенки ларца узоров.
В последствии некоторые детали в эскизах были изменены, для более гармоничного рисунка резной 'паутины'.
Единственное исключение в проекте ларца занимает эскиз накладного букетика, он был нарисован от руки. По этому рисунку происходил монтаж отдельных деталей. Применение накладной резьбы было вызвано желанием скрыть дефект древесины на крышке, в виде небольшого треснувшего сучка, значительно отличающегося по цвету с основной древесиной. Попытки отбелить этот участок остались безуспешными.
Дальнейшая работа над ларцом заключалась в разметке и вырезании боковых поверхностей ларца и в последнюю очередь лицевой панели и передней поверхности крышки.
По мере надобности наносилась разметка с помощью остро оточенного карандаша, линейки и циркуля. Ошибки разметки исправлялись мягким ластиком.
В завершении была покрыта резьбой верхняя плоскость крышки, после чего с помощью мини дрели и зубоврачебного круглого бора были высверлены маленькие глухие отверстия и вклеены стальные шарики (из разбитых подшипников) в углубления резьбы.